Какие труды, такие и плоды

11.05.2012

%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_215x215

Как известно, мотивация в бизнесе – понятие, хоть и почти определенное, но достаточно обширное. Для одних – это очередная вилла на Адриатическом побережье, для других – внеплановый отгул и премия в размере целого оклада. И если наши соотечественники еще не совсем научились использовать этот инструмент (мотивацию, разумеется) на благо своей организации, то западные специалисты давно уже пожинают плоды правильно мотивированного труда. Что же такое «довольный сотрудник» и почему он так полезен работодателю?



В чем «соль» мотивации?

Для того чтобы понять преимущество «довольного сотрудника», необходимо разобраться, что именно представляет собой этот индивид.

Сотрудник в первую очередь это физическое лицо, а уже потом субъект трудового права. И как лицо физическое, реально существующее и осязаемое,  сотрудник имеет свои потребности, которые и стремится удовлетворять. Именно работа является источником добычи средств, которые пойдут на удовлетворение различных физических и духовных нужд человека. И чем больше он сможет таких потребностей удовлетворить, чем выше будет уровень его морального внутреннего удовлетворения, тем к большим достижениям он будет стремиться.

Если же в человеке день за днем накапливается недовольство, его гнетет невозможность позволить себе какие-то даже незначительные прихоти, то и внутреннее его состояние из просто апатичного будет переходить в депрессивное и безразличное. А это уже отрицательно скажется даже на физическом уровне. Постоянная усталость, раздражительность, неспособность сконцентрироваться, сонливость, некоторая истеричность – это далеко не полный список последствий, которые повлечет за собой внутренняя неудовлетворенность. Приплюсуйте ко всему этому обострение хронических заболеваний с частыми больничными, не желание делать как минимум чуть больше, чем положено и безынициативность – и у вас получится полная картина неудовлетворенности.

Задача мотивации стимулировать человека к действиям потенциально способным принести пользу для компании. Человек, как существо глубоко эгоистичное, будет работать хорошо только в том случае, если будет получать от этого личную выгоду. Сотрудник, работающий «на дядю», должен быть заинтересован в этом, причем заинтересованность, то есть личная выгода, должна быть ощутимой лично для него.



Без отдыха и конь не скачет

Мудры были наши предки, коль считали, что и лошади отдых необходим. Работодатели, злостно «зажимающие» заслуженные отгулы, а также законные выходные и отпуска, даже при условии пристойной материальной компенсации (что очень редко в нашей стране), рискуют довести сотрудников до изнеможения, что повлечет за собой снижение трудоспособности. К снижению трудоспособности может также привести необдуманный рабочий график. Стоит помнить, что у сотрудников, точно также как и у работодателей, существует своя личная жизнь, семейные, родительские или какие-либо еще обязанности, и на все это необходимо время. Частые вызовы в неурочное время, длительные бестолковые «посиделки» после завершения рабочего дня – все это отнимает личное время работника, в которое он, между прочим, мог бы набираться сил для следующего рабочего дня. Хороший работник и отдыхать должен хорошо. 

 

От беспорядка всякое дело шатко

Некоторые работодатели стараются экономить за счет количества сотрудников, разбрасывая «освободившиеся» обязанности на других работников. Все бы ничего, но только увеличение обязанностей, зачастую, ни как не влияет на размер заработной платы. И если поначалу сотрудник смолчит, в надежде, что зарплату ему повысят в конце месяца, то не получив ожидаемого бонуса, человек станет более халатно относиться к тому, что ему поручено. Конечно, делать-то он будет, да только насколько качественно и быстро – неизвестно. Если уж сотруднику «накидывают» ворох новых обязанностей, то и зарплата должна подниматься соответственно.



Кто не работает, тот не ошибается

Мотивацией для человека является не только финансовое вознаграждение. Возможность саморазвития, посещения каких-либо профильных курсов, оплата за обучение (по специальности), перспектива повышения – все это мотивирует не меньше, чем просто повышение зарплаты, а в некоторых случаях выступает решающим фактором, стимулирующим работника к усердному труду. Не забываем, что сотрудник – человек со своими амбициями и желаниями, а поскольку большую часть времени он проводит на работе, то и удовлетворять какую-то часть этих желаний стоит в рамках работы. Мотивацией также послужит похвала, выраженная начальством, а вот необоснованные замечания, укоры и грубость только испортят настроение и подавят стремление к выполнению рабочих обязанностей. Человек не робот, он может ошибаться. Один совет работодателям: вызывая сотрудников на ковер, начинайте свою воспитательную беседу с недостатков, ошибок и промахов сотрудника, но заканчивайте обязательной похвалой и указанием его достижений. Таким образом, вы донесете до работника, что именно вас не устраивает, но в тоже время дадите работнику понять, что он ценен для вас, что вы видите не только его слабые стороны, но и сильные. Такой разговор будет намного эффективней и менее неприятен для сотрудника.



Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом

Различные премии, корпоративы, подарки по случаю Нового года, 8 марта, 23 февраля, дня рождения, рождения ребенка и т.д., безусловно, являются мотивирующим стимулом, но этот стимул слишком мал, чтобы работник трудился более эффективно (продолжительное время). Хотя и этот момент не стоит упускать из вида. Главным же рычагом воздействия, безусловно, является заработная плата. А вот тут политика должна быть очень продуманной. Платить сотрудникам мало – значит, мало чем выделяться из множества подобных фирм. Такую работу потерять совершенно не страшно, потому что можно найти другую, более подходящую и за те же деньги.  Дать сотруднику сразу возможный максимум – не предоставить стимула развиваться дальше. А зачем? Ведь платить больше все равно не будут. Для того чтобы работнику было куда стремиться, заработную плату стоит назначать чуть выше минимума, и увеличивать ее по мере развития из новичка в специалиста. Потенциальные возможности дают ощущение определенной свободы, что также стимулирует определенную амбициозность, и, как результат, повышает трудовую активность.

Что же касается руководящих должностей, то здесь предлагать маленькую зарплату вообще не имеет смысла: плохого специалиста на руководящей должности держать не стоит, а хороший – прекрасно понимает ответственность, возлагаемую на него, и знает себе цену. Говоря языком рыночных отношений мотивация, выраженная в зарплатном эквиваленте, должна быть средневзвешенной.  
   


Разумеется, о мотивации можно говорить бесконечно долго, но толку от этого будет не много. Ведь важно не только понимать значимость стимулирования работников, но и применять вышеперечисленные приемы на деле. Только грамотное сочетание всех факторов мотивации позволит повысить работоспособность сотрудников и даст им понять, что благо компании отражается на их собственном благе самым непосредственным образом.



Перепечатка и любое использование материалов hr18.ru возможны только с согласия редакции.